ВАЖНАЯ РОЛЬ ФЛОТА В ДОСТИЖЕНИИ ПОБЕДЫ

     В годы Великой отечественной войны, Военно-Морской флот, как вид Вооруженных сил решал важные оперативно-стратегические и оперативные задачи на морских театрах и приморских направлениях, взаимодействуя с Сухопутными войсками, авиацией и войсками ПВО.

     Он вел активные боевые действия по уничтожению сил флота и транспортов противника, обеспечивал надежное прикрытие военных и народно-хозяйственных морских, озерных и речных перевозок, содействовал приморским группировкам Сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях.

      Следует сказать, что одной из задач флота являлось обеспечение внешних коммуникаций, связывающих северные порты Советского Союза с портами наших союзников по антигитлеровской коалиции. Большую роль сыграл Военно-Морской флот в утверждении совместно Сухопутными войсками приморских плацдармов и военно-морских баз. Активное участие советские моряки приняли в различных наступательных и оборонительных операциях советских войск. Около 500 тысяч матросов и офицеров героически сражались на сухопутных театрах военных действий. За годы войны флот высадил более 100 морских оперативных и тактических десантов.

       К 22 июня 1941 года к началу Великой отечественной войны Военно-Морской флот в своем составе имел Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую, Амурскую и Северо-Тихоокеанскую военные флотилии. Родами сил флота являлись надводные корабли, подводные лодки, морская авиация и береговая оборона. В составе флотов насчитывалось около 1 тысячи боевых кораблей и катеров, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров.

        Военно-воздушные силы флота составляли из бригад и отдельных полков. Они имели 2581 боевой самолет в основном устаревших типов – истребители И-15 и И-153, разведчики МРБ-2 и КОР-2. Самолеты новых конструкций начали поступать на флоты непосредственно перед войной.

   Береговая оборона имела на вооружении более 1 тысячи орудий калибром от 45 до 406 мм.

       Боевая мощь флотов и флотилий в годы войны возрастала. Советская промышленность дала флоту 2 легких крейсера, 25 эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и тральщиков, 56 подводных лодок, 15 больших охотников за подводными лодками, 873 различных боевых катера.

     Следует сказать, что в соответствии с обстановкой на флотах в годы войны создавались новые речные и озерные военные флотилии. Вместе с тем, расформировывались флотилии, выполнившие свои задачи. В 1941 году были созданы Ладожская, Онежская, Чудская, Азовская, Волжская, Беломорская, в сентябре 1943 года – Днепровская, в апреле 1944 г. – Дунайская флотилии. Создавались новые военно-морские базы (например, Новоземельская, Йокангская, Керченская).

     Необходимо подчеркнуть, что опыт войны по-новому определил роль и место родов сил флота. Уже в первом периоде второй мировой войны стало изменяться отношение к надводным кораблям. Опыт показал уязвимость их с воздуха. Крупные артиллерийские корабли, в первую очередь линкоры, потеряли свою ведущую роль. С учетом этого, решением Государственного Комитета Обороны от 10 июля 1941 года у нас в стране строительство крупных надводных кораблей было прекращено.

     В ходе войны из надводного флота наиболее активно и успешно использовались легкие силы. Поэтому увеличению их состава уделялось значительное внимание. Так, количество тральщиков и малых охотников за подводными лодками в годы войны было увеличено примерно в 3 раза по сравнению с довоенным периодом, сторожевых катеров – в 6,5 раза, восполнялись потери эсминцев.

      Ведущим родом сил флота стали подводные лодки. От одиночных действий в пределах назначенных позиций они перешли к крейсерству в ограниченных районах, а затем к групповым действиям в составе нависающих и подвижных завес. Успешные действия подводных лодок и большой степенны, зависели от пополнения их новыми типами лодок – «Л» («Ленинец»), «С» («Сталинец»), «К» («крейсерская»), и «М» («малая»), а также от оснащения более совершенным оборудованием и обеспечения новыми высокоэффективными торпедами. Всего в ходе войны флоты получили от промышленности 52 таких подводных лодки.

     Развитие морской авиации шло по пути роста ее качественного состава. Основными типами самолетов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ту-2 и Ил-4 пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7.

     Морская авиация стала применять новые приемы бомбометания, групповые атаки торпедоносцев с различных направлений, совместные удары по противнику торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей. Благодаря возросшим боевым возможностям авиация к концу 1943 года становится одной из основных ударных сил флотов.

       Важную роль на приморских направлениях играла береговая оборона флота. В ходе войны повысилась эффективность боевого использования береговой артиллерии. Шел процесс совершенствования системы управления ею. В 1942 году в наркомате ВМФ было создано управление береговой обороны.

       Морская пехота не считалась родом сил Военно-Морского флота. К началу войны только в составе Балтийского флота была бригада морской пехоты. В ходе войны роль морской пехоты, особенно в совместных действиях армии и флота на приморских направлениях, быстро возрастала. Формировались отряды, батальоны, полки и бригады морской пехоты. Соединения и части, входившие в состав флотов и флотилий, общей численностью около 100 тыс. человек осуществляли сухопутную оборону военно-морских баз и островов, участвовали в десантных действиях. Морская пехота в годы войны превратилась в самостоятельный род сил флота. На различных фронтах сражались 21 бригада морской пехоты и свыше 30 морских стрелковых бригад, несколько десятков отдельных полков и батальонов морской пехоты.

      Таким образом, в годы Великой Отечественной войны Советский Военно-Морской флот получил всестороннее развитие и сыграл важную роль в достижении победы над врагом.