Строительство «НИТКИ»

Взлет с трамплина НИТКИ

Для отработки аэрофинишера, аварийного барьера, оптических и радиотехнических систем посадки в интересах создания авианосцев с самолетами обычной схемы и тренировки летчиков корабельной авиации на аэродроме Саки в Крыму, в 1976-1984 году, был построен наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации «НИУТК», который вскоре стали называть просто «НИТКА». Со всеми необходимыми для обеспечения взлета и посадки паросиловыми, электрогидравлическими, электронными и другими системами и устройствами. В США подобный комплекс был введен в эксплуатацию еще в 1956 году. Во время визита в Америку в 1975 году ГК ВМФ С. Г. Горшков и командующий авиацией ВМФ А. А. Мироненко посетили этот учебный центр. Это было толчком к созданию советского наземного учебно-испытательного комплекса. Старшим строителем «НИТКИ» был назначен Алексей Иванович Середин.

Строительство «НИТКИ» 1980 - 1981 годы

Строительство «НИТКИ» 1980 — 1981 годы

Комплекс «НИТКА» представляет собой трехпалубный «подземный корабль» с мощными паросиловыми и электрическими устройствами, катапультами и аэрофинишерами. Полетная палуба выполнена заподлицо с поверхностью аэродрома и имеет взлетно-посадочную полосу длиной 290 метров и может имитировать реальную качку. Выработка пара для работы катапульты производится паровыми котлами КВГ-2-1 производительностью 115 тонн пара в час, при давлении 64 атмосферы и температуре 470 градусов. Катапульта, внутренний диаметр труб, которых равен 500 мм, а длина около 90 метров, могла разогнать самолет весом 32 тонны, в течение нескольких секунд до скорости 250-280 километров в час. Воду для котла брали из моря по мощному водопроводу длиной полтора километра, чтобы все системы приспособить к корабельным условиям. Воду пропускали через опреснители и только тогда подавали в котлы для выработки пара. Параллельно с этим авиаконструкторы произвели расчеты взлета самолетов Су-27 и МиГ-29 с коротким разбегом с применением трамплина. Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов принял решение об утверждении этого варианта взлета. Однако работы по разработке катапульты были прекращены только после распада Советского Союза. Строил «НИТКУ» ЧСЗ по чертежам ленинградского конструкторского бюро. Оборудование для комплекса, разрабатывали и поставляли сотни проектно-конструкторских бюро и заводов всей страны. Согласование спорных вопросов между разными ведомствами, проводилось оперативной группой под руководством заместителя командующего авиации ВМФ генерал-полковника А.Н. Томашевского, а затем его преемника генерал-полковника В.И. Воронова и было под постоянным контролем директора завода Ю.И. Макарова. Общая стоимость «НИТКИ» обошлась в 140 миллионов рублей.

Комплекс предназначен для проведения дорогостоящих и сложных испытаний, а также для подготовки летного состава корабельной авиации. Летчики 279 ОКИАП ВВС Северного флота России и в настоящее время периодически выполняют полеты для поддержания уровня подготовки и обучения летного состава, в соответствии с межправительственной договоренностью об аренде российской стороной у Украины «НИТКИ».

Взлет самолета на «НИТКЕ» производится с коротким разбегом с применением трамплина, с углом 14 градусов, но сначала был трамплин с углом 8 градусов.

Первый взлет с трамплина с углом 8 градусов выполнил, 21 августа 1982 года на самолете МиГ-29, летчик-испытатель ОКБ им. А.И. Микояна А.Г. Фастовец. Затем были выполнены взлеты на самолетах МиГ-29 и Су-27 летчиками-испытателями Н.Ф. Садовниковым, А.Ф. Федотовым, Б.А. Орловым, В.Г. Гордиенко, В.Г. Пугачевым, И.В. Вотинцевым, А.Н. Исаковым. Эти взлеты самолетов с обычной схемой с трамплина, были первыми в мировой практике. Трамплин, с которого экспериментировали в Саках, представляет из себя, многотонные стальные конструкции длиной 60 метров и шириной 30 метров. Высота в месте схода равна 5.5 метра.

Внизу видна площадка НИТКИ с тросами аэрофинишеров для отработки посадок на палубу корабля.

Внизу видна площадка НИТКИ с тросами аэрофинишеров для отработки посадок на палубу корабля.

Осенью 1984 года были совершены первые посадки самолетов на аэрофинишер летчиками В.Г. Пугачевым и Н.Ф. Садовниковым на самолете Су-27 и летчиками В.Е. Меницким, Б.А. Орловым, А.Г. Фастовец, Т.О. Аубакировым на самолете МиГ-29К. В сентябре 1984 года начались полеты самолетов Су-27К, МиГ-29К и Су-25 УТГ с 14.3 градусного трамплина. Первый взлет выполнил летчик Н.Ф. Садовников на самолете Су-27, вслед за ним летчик В.Е. Меницкий на самолете МиГ-29. Испытания продолжались вплоть до посадки самолета на авианосец.

Испытания, проведенные на «НИТКЕ» в 1984 году, показали возможность взлетов с четырнадцатиградусного трамплина. Путь к созданию авианосцев нового поколения, способных нести самолеты горизонтального взлета и посадки, был открыт!

Соловьев В., Садовой А.