Символ подвига севастопольцев находится в Симферополе.

Симферопольский  художественный музей известен работами именитых живописцев. Радующие глаз натюрморты, прекрасные портреты, замечательные пейзажи украшают его коллекцию. Но гордость  собрания  не эти полотна и, рискну утверждать, некрасивые. Это картины батальные. Картины двух больших художников, творивших в Крыму. Не только размером выделяются эти полотна,  совсем по другим причинам: там действо, борьба, подвиги, они берут за душу. Один из мастеров, всенародно признанный, награждённый, удостоенный – Академик батальной живописи Николай Самокиш, 22 года творивший в Симферополе,  где  именем его  названа улица ещё при жизни  художника.

Второй известный — неизвестный это Юрий Волков. Родился в Севастополе в 1921 году, жил, работал и нашёл свой последний причал в приморской Евпатории. Живописец редкостного дарования. Художник – солдат, почти самоучка, не закончивший ни одного специального художественного учебного заведения, достигший высот мастерства, да так  и не получивший никаких премий и званий. Его университетами стали окопы Великой Отечественной, где винтовка и карандаш были рядом. На фронте он по заданию командования проводил зарисовки на переднем крае и сумел  запечатлеть боевой путь     2-го Гвардейского Николаевско — Будапештского механизированного корпуса .   В 1946 г. вернулся в Евпаторию. Первая картина, заставившая говорить о художнике и получившая всесоюзную известность – «Подвиг пяти черноморцев» 1948,х.,м., 200 х300, напечатанная в журнале «Огонёк».

Невозможно поверить, что столь мастерское по замыслу и исполнению полотно написано молодым 26 – летним художником!

Большая, трёхметровая картина творилась  в  коммуналке уцелевшего на  набережной дома , на двух сшитых простынях, так как  полотна такого размера в послевоенном 1947 -м   не нашлось.

Монументально — героическое полотно запечатлело  подвиг политрука Николая Фильченкова, краснофлотцев: Ивана   Красносельского, Даниила Одинцова,  Юрия Паршина, Василия  Цибулько. Это  реквием мужеству горстки людей, вставших на пути стали и огня. Павших в неравном бою, но не отступивших. Оно стало данью памяти всем солдатам трагического 1941 -го года. Сам дух борьбы и сопротивления в этой картине делает её символом защитника Севастополя.

Напряжение боя высоко, это сущий ад, земля горит. Силуэты моряков готово поглотить  зловещее пламя. Невольно ощущаешь усталость, предел  душевных сил людей, своими телами преградивших путь немецким танкам на Севастополь. Картина  впечатляет как сюжетом, так и техникой самой живописи, словно старые мастера вдруг ожили и повели рукой художника.   Точно прорисованные детали оружия, пулемётные ленты, гранаты, перепачканная и изорванная форма моряков, обрывки бинтов заставляют поверить в реальность всего происходящего.

До конца своих дней Юрий Волков оставался приверженцем реалистической манеры написания картин. И даже за слишком похожий  изображённый на картине ботинок моряка  заслужил неодобрение, мол отвлекает от главного. На полотне несколько убитых, заметен уже  погибший пулемётный расчёт. Бой идёт не один день и даже захоронить защитников, узнать кто они, нельзя. Так было.

На переднем плане погибший матрос. Эта смерть не может быть красивой, это боль и  трагедия. Но и за это, слишком реалистическое изображение, «пессимизм и натурализм» художника критиковали.

Картина была передана  в музей 15 декабря 1948 года Дирекцией художественных выставок и панорм СССР и с тех пор находится в его постоянной экспозиции!  Это и есть настоящее признание, проверка временем. Полотно нисколько не утратило своего значения, напротив, оно снова борется с вселенским злом — фашистской чумой.

Юрий Васильевич Волков

Юрий Васильевич Волков

Юрий Васильевич Волков, советский художник – баталист. Родился     26.06.1921  в г. Севастополе, член Союза художников СССР (1947 – 1991). Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом «Красной Звезды», медалями.  Работы художника находятся в музеях Симферополя, Севастополя, Евпатории, Бахчисарая.

 Bonda-33

Автор статьи Александр Алексеевич Бондаренко.

Симферополь.