Самокиш Николай Семенович. Батальные сцены.

Самокиш Николай Семенович

Дата рождения: 1860
Дата смерти: 1944

Самокиш Николай Семенович

Самокиш Николай Семенович

Видимо, пейзажистами, портретистами и универсальными художниками рождаются. По этой логике рождаются и баталистами. Художник с интересной и продолжительной творческой судьбой Николай Семенович Самокиш подтверждает это перефразированное жизненное наблюдение. Любовь к батальным сценам, к оружию, к изображению всадников и особенно лошадей у него появилась с детства. После первой неудачной попытки выдержать экзамен в Академию художеств (да и как выдержать, если впервые в жизни копируешь гипсовую голову Геры) юноша не пал духом и в течение полугода перерисовал в музее Академии всех богов и богинь. Через полгода его рисунки головы, теперь уже Зевса, были признаны лучшими. Николай Самокиш становится учащимся батального класса профессора Виллевальде (1879). Далее следуют серебряные и золотые медали за студенческие работы: Этюд с лошади (1880), Этюд с лошади (1881), Возвращение войск на родину (1883), Эпизод из битвы при Малом Ярославце (1884). Наконец, в 1885 году Н. Самокиш пишет, работая по двенадцать-четырнадцать часов в сутки, большую конкурсную картину Возвращение кавалергардов после блестящей атаки на французов под Аустерлицем. Большая золотая медаль и пенсионерская поездка за границу венчают его пребывание в Академии.С 1887 года Н.С. Самокиш числится в войсковых частях как художник-баталист. В 1890 году ему присваивают звание академика, а с 1912 года он руководит классом батальной живописи Академии художеств. В годы советской власти Н.С. Самокиш продолжает работу над большими батальными полотнами. Правда, героями его картин становятся кавалеристы Красной Армии: Переход Красной Армии через Сиваш (1935), Атака конницы (Борьба за знамя) (1939). Н.С. Самокиш — заслуженный деятель искусств РСФСР (1937) и лауреат Государственной премии СССР (1941). Общественное, или, в нашем случае, государственное, признание работы художника вполне справедливо, ибо длительная жизнь Н.С. Самокиша в искусстве — удивительная иллюстрация преданности избранной в начале творческого пути теме.