ПЕРВЫЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР РУССКОЙ АВИАЦИИ

Командир XX КАО есаул ТкачёвКомандир XX КАО есаул Ткачёв

Волей истории имена многих российских героев Первой мировой войны оказались забытыми для нынешнего поколения. Одним из них был первый Георгиевский кавалер Русской Императорской Авиации — Вячеслав Матвеевич Ткачёв.

     Весной 1965 года в Краснодаре умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев.

Вячеслав Матвеевич Ткачев

Вячеслав Матвеевич Ткачев

Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля. Уроженцу Келермесской станицы Кубанского казачьего войска, подъесаулу Вячеславу Матвеевичу Ткачеву выпала честь служить и быть близким другом Героя Первой мировой войны Петра Николаевича Нестерова, который геройски погиб в первые месяцы войны совершая таранный удар австрийского самолёта. Окончив Нижегородский графа Аракчеева корпус, а затем Константиновское артиллерийское училище, В.М. Ткачев был выпущен в 1906 году во вторую Кубанскую казачью батарею. С 1910 года по 1912 год прикомандировывается на должность офицера-воспитателя в Одесский кадетский корпус.  Пристрастившись к авиации, в 1911 году, он блестяще заканчивает Одесскую частную авиационную школу, а затем в 1912 году и офицерскую Севастопольскую школу авиационного  отдела воздушного флота. В.М.Ткачев  еще в мирное время завоевал себе славу бесстрашного авиатора, не щадившего своей жизни ради развития родного ему воздухоплавательного дела. В октябре 1913 года он устанавливает рекорд перелета. По собственной инициативе он вылетает на «Ньюпоре» из Киева, пролетает Бирзулу, Одессу, Херсон, Джанкой, Керч, Тамань и совершает посадку в Екатеринодаре. При этом, исключая остановки, он преодолевает этот громадный путь в четыре дня.

     К началу Первой мировой войны подъесаул Ткачев назначен командиром 20-го корпусного авиаотряда, расквартированного в городе Лида. Главной и фактически единственной боевой задачей аэропланов в те времена была разведка. Высокую награду принес Ткачеву разведывательный полет 12 августа 1914 года  во время Люблин-Холмской операции. Выполняя разведывательное задание один (без наблюдателя) зафиксировал движение неприятельских колонн, двигающихся к Люблину и установил их силу. Вынужденный лететь низко, подъесаул над Красником попал в сферу шрапнельного огня. Шрапнельные пули неоднократно попадали в крылья и корпус самолета. Под огнем, при отсутствии парашюта, мужественный офицер продолжал выполнять задание. Пробит масляный бак «Ньюпора», машина теряет высоту. Находчивый подъесаул, не выпуская из рук штурвала и спустившись почти на пол, затыкает дыру в баке ногой. В таком положении летчик посадил свой аппарат в расположении русских войск, едва не став жертвой пехотинцев, посчитавших его за австрийца. Осознавая всю важность собранной разведывательной информации для русского командования, Ткачев, позаимствовал у артиллеристов коня, и поскакал в штаб дивизии, куда и донес о ценных результатах разведки.

В.М.Ткачев в кабине разведчика «Моран-парасоль», русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов

В.М.Ткачев в кабине разведчика «Моран-парасоль», русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов

После этого он вернулся обратно за своим самолетом и в условиях отступления русских войск смог вывезти его, прицепив к проезжавшей двуколке. За ценные сведения, оказавшие большое влияние на ход боя, мужество и находчивость, а также за спасение самолета Вячеслав Матвеевич Ткачев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В телеграмме полученной Начальником кубанской области от его императорского высочества великого князя Александра Михайловича было отмечено: «Подъесаул Ткачев, военный летчик, начальник авиационного отряда, удостоился получить орден Святого Георгия. Эту высшую награду он заслужил за свои смелые разведки, пренебрегая своей жизнью и думая об исполнении долга перед Царем и Родиной. Он первым из наших доблестных орлов получил это высшее отличие. Душевно радуюсь сообщить об этом славному Кубанскому казачьему войску, сыны которого не только на земле, но и в воздухе покрывают себя неувядаемой славой».

      Самоотверженно и умело действовал В. М. Ткачёв в период с 4 по 7 Июня 1915 года — несмотря на явную

Вячеслав Матвеевич Ткачев

Вячеслав Матвеевич Ткачев

опасность для жизни от смертельного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки. В Августе 1916 года Ткачёв возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Свое первое боевое крещение лётчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в Сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в ходе борьбы за господство в воздухе. О том, что она носила ожесточённый характер, свидетельствует такой эпизод. 13 Сентября 7 русских истребителей, патрулировавших воздушное пространство над вторым эшелоном своих войск, перехватила группу из 8 немецких самолётов, пытавшихся прорваться к Луцку. Завязался бой. После потери 3 аэропланов противник вынужден был повернуть обратно, но русские лётчики продолжали его преследовать и уничтожили ещё несколько вражеских машин. Из этого полёта не вернулся один русский пилот. В начале 1917 года тридцатидвухлетний Ткачев стал Инспектором авиации Юго-Западного фронта. Тогда же вышла из печати его книга «Материал по тактике воздушного боя» — первое в России учебное пособие для фронтового летчика и командира авиаотряда. Вершиной служебной карьеры для В.М.Ткачева за годы Первой мировой войны стала его назначение на должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания 9 июня 1917 года.

Мемориальная доска на доме, в котором прошли последние годы жизни В. М. Ткачева

Мемориальная доска на доме, в котором прошли последние годы жизни В. М. Ткачева

Октябрьскую революцию 1917-го года, В.М.Ткачев воспринял враждебно. В марте 1918 года Вячеслав Матвеевич вступил в добровольческую армию. Летом 1918 года на занятой добровольцами территории юга России начали создаваться первые белогвардейские авиационные отряды. Ткачев возглавил 1-й Кубанский Авиаотряд.  Постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии. Осенью деникинская армия, наступавшая на Москву, была разбита превосходящими силами красных. Генерал Врангель, сменивший ушедшего в отставку Деникина, 14 апреля назначил его главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора. Между тем белым пришлось отходить все дальше на юг, пока в апреле 1920 года они не оказались запертыми на Крымском полуострове. Ткачев эмигрировал в Югославию, где работал преподавателем в школе. После окончания Великой Отечественной войны он вернулся на Родину. Написал книгу «Крыля России (история Российской военной авиации) и повесть «Русский сокол» (Посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова)».

     Последные годы жил в Краснодаре скончался 25 марта 1965 года и был похоронен на Славянском кладбище Краснодара. В 1994 году на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена мемориальная доска. На ее открытие прибыл главком авиации России генерал П. С. Дейнекин, а во время торжественной церемонии в небе над городом в четком парадном строю пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи».

«Русские витязи»

«Русские витязи»

Литература:

1. Военная история «Воениздат» М.: 2006.

2. Махалин А. В. М. Ткачев — участник и историк воздушных сражений Великой войны //. Первая мировая война и участие в ней России. Ч. II. М.: 1994.

3. Николай Рутыч Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения. М.: 2002.

 

Габриэль Цобехия