Сожженный живым в гестапо

"Амурские волны""Амурские волны"

М.А. Кюсс

1874-1942

Макс Авельевич Кюсс

Макс Авельевич Кюсс

Это случилось в роковом 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Одесса была оккупирована немецко-фашистскими и румынскими войсками. Город и область были включены захватчиками в состав так называемой Транснистрии. На ее территории установили жестокий режим, чтобы сломить сопротивление патриотов и населения.

Многие жители остались в оккупации, не сумели вовремя покинуть свои обжитые дома и усадьбы. В Одессе находился в то время известный композитор и дирижер Макс Кюсс.

Один из высших членов СС, прослышав о нем, как о талантливом и прекрасном музыканте, приказал явиться к нему немедленно. Гестаповец потребовал от Кюсса, чтобы он исполнил на фортепиано мелодию нацистского гимна «Хорст вессель». Одессит понимал, что отказаться от этого было рискованно, и согласился.

Но перед фашистами прозвучала мелодия в минорном тоне, которая была принята всеми и теми, кто не имел слуха, не разбирался совсем в музыке, как издевательство над нацистами. После этого, тот же гестаповец, приказал отправить Макса Кюсса в каменоломню, и заживо сжечь непокорного музыканта. Так трагически завершилась жизнь мужественного и гордого патриота Украины. Это повествование не столько о трагической смерти нашего героя, сколько о его сильном увлечении интересной женщиной и о создании знаменитого вальса «Амурские волны».

Макс Авельевич Кюсс родился в 1874 г., в Одессе, в бедной семье. Музыкальные способности проявились рано. Мальчик учился у частного педагога. Первым инструментом была скрипка, освоил кларнет, а потом и фортепиано. Он поступил в музыкальное училище, которое вынужден был покинуть, так как у родителей на учебу не было средств.

Но ему повезло: его приняли в состав духового оркестра, а вскоре он становится его дирижером. В это время Макс увлекается композицией и сочиняет свой первый вальс «Грезы любви».

Макс Авельевич Кюсс

Макс Авельевич Кюсс

Видимо из материальных побуждений, он рано женился на дочери местного богатого фабриканта. Однако брак оказался неудачным. Его призывают в армию и назначают капельмейстером в войсковую часть во Владивостоке. Поезд на восток отходил тогда из Петербурга, и он отправился туда из Одессы. По пути, во время остановки в Киеве, восхищался местными храмами, памятниками, величавым Днепром,  златоглавой Лаврой. Ему предстояла впереди долгая дорога.

Войдя в купе, сразу обратил внимание на очаровательную женщину средних лет с удивительными глазами цвета морской волны. Состоялось знакомство. Вера Яковлевна возвращалась в свою семью, к месту службы мужа, полковника русской армии на Дальнем Востоке. Обстановка благоприятствовала их сближению. Сильное влечение стало взаимным. Эта встреча, скорее всего, похожа на красивую легенду. Проезжая полноводный, могучий Амур, в сознании Макса возникла неуловимая, чарующая, плавная мелодия, которая звучала все сильнее и, наконец, полностью охватила его душу — появился прекрасный вальс. Однако надежды на счастливый конец рухнули. Прибыв во Владивосток, они вынуждены были расстаться.

Однажды вечером в Городском офицерском собрании состоялся бал, на котором они встретились вновь. И Макс Кюсс, в

Вера Яковлевна Кирилленко

Вера Яковлевна Кирилленко

присутствии всех громко объявил, что посвящает Вере Кирилленко написанный им вальс «Волны Амурского залива». Все были в восторге, закружившись под звуки романтической, прекрасной мелодии. И только муж Веры Николаевны был потрясен, но не музыкой, а тем, что скрывалось за ней. Он, вместе с женой, поспешил покинуть собрание. Наступил 1903 год. М. Кюсс руководит военным оркестром, выступает с ним перед воинами и публикой. Вальс принес ему популярность и широкую известность. Эта мелодия имела в то время необычайный успех, часто звучала на концертах и встречах под новым названием «Амурские волны».

В русско-японскую войну этот вальс был подхвачен военными оркестрами армий, сражавшихся в Северо-Восточном Китае, Корее, в Приморской армии и на флоте. Можно с гордостью сказать, что музыка одессита Макса Кюсса всюду сопровождала воинов на войне.

После ее окончания и заключения позорного мира, в Одессу на пароходе «Малайя» были доставлены моряки эскадры, сражавшейся с японцами в Цусимском проливе. Город торжественно встретил героев: триумфальные арки с гирляндами, артиллерийский салют, почетный строй солдат, торжественный обед, георгиевские кресты, благословение митрополита. Но, как нам видится, главное то, что встреча проходила под звуки знаменитого вальса, ставшего для всех близким и дорогим. Какова же дальнейшая судьба Макса Кюсса? В Первую мировую войну он служил капельмейстером в Донской казачьей дивизии, в отдельном батальоне Георгиевских кавалеров. После революции работал в армейских оркестрах.

Потом Кюсс уволился со службы и вернулся в родную Одессу навсегда. Там продолжал работать с оркестрами в качестве дирижера и писал музыкальные произведения, среди которых: вальсы «Сердце востока», «Королева экрана», «Мои грезы», «Грустные думы», мелодии к танцу «Дирижабль», к полковым маршам, а также танго «Ночь в Бразилии». Композитор сочинил и «Похоронный марш». Считали, что написал его для себя, но, однако, он не знал, какая ожидала его страшная судьба в дальнейшем. А всего им написано почти 300 композиций.

В 1922-1941 гг. жил на Екатеринской улице, в доме №2, откуда был виден памятник генерал-губернатору Новороссии Дюку де Ришелье. С 1927г. М. Кюсс преподавал в военно-музыкальной школе в родном городе. Способствовал развитию музыкальной культуры в Одессе и на Украине, готовил профессиональные кадры военных музыкантов и дирижеров для армии и милиции. На своих концертах пропагандировал национальную музыку, народные песни и марши. Он не вошел в состав Ассоциации пролетарских музыкантов Украины, а тем более не был избран в Союз композиторов.

Памятная доска

Памятная доска

Макс Авельевич был человеком скромным, приветливым и внимательным ко всем. Кстати, в Одессе функционирует музей МВД (ул. Еврейская, 14), где на витрине представлены материалы о его жизни и деятельности.

В конце 1940 г. поэты К. Васильев и С. Попов написали к вальсу «Амурские волны» стихи. Обработку для голоса к фортепиано выполнили В. Румянцев и В. Соколов. В 1952 г. вальс был записан на радио и прозвучал на всю страну. А через два года Московский хор молодежи и студентов исполнил его на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште.

Он вошел в историю первого космического полета. В музее истории космонавтики им. Циолковского в Москве, в бортовом журнале первого космонавта Ю. Гагарина, сбереглась запись: „…Самочувствие хорошее. Слышу „Амурские волны».

На этом можно и закончить повествование про Макса Кюсса, талантливого и мужественного одессита, патриота страны, который только однажды по настоящему был счастлив в своей жизни и творческий путь которого закончился так жестоко.

Помните: «Плавно Амур свои волны несет, ветер сибирский им песню поет…»

И еще не одно поколение будет любить, исполнять и слушать этот чудесный, незабываемый, вечный вальс.

В конце этой статьи сообщаем, что в начале октября 2011 г., в Одессе на Екатерининской улице знаменитому музыканту открыли памятник.

Лев Кудрявцев 

Владивосток. Амурский залив

Владивосток. Амурский залив

 

"Амурские волны"

«Амурские волны»