Лев Кудрявцев – «Выступает джаз Леонида Утесова!» Что к этому можно добавить?

Л.O. УтесовЛ.O. Утесов

Л.O. Утесов

I895-1982

Композитор Дмитрий Покрасс сказал о нем так: «Леонид Уте­сов — это очень большое, очень значительное явление в искусстве, это высокая классика жанра». Он пропагандист джаза, корифей эстрады, утверждавший в искусстве новые принципы. В этом артисте и дири­жере было много огня, темперамента, искреннего задора. Это добрый, уникальный человек с большим чувством юмора.

Помимо многих концертов, проведенных в Союзе, Л.Утесов вы­езжал с гастролями в Прибалтику, Париж, Берлин, где интересовался мастерством выдающихся эстрадных артистов. В Париже слушал ве­ликолепных певцов, любовался танцевальными номерами, побывал на концертах джаз-оркестров с первоклассными музыкантами. После увиденного и услышанного, появилась мысль о создании собственного джаза.

В 1928 году Утесов, собрав музыкантов, приступил к отработке первой программы. Вначале оркестр состоял всего из 10 человек. Ин­струменты у всех свои. Зарплату им не платили, но ребята были отлич­ные.

8 марта 1929 года стало днем рождения эстрадного оркестра (Теа- джаза) под руководством Леонида Утесова. Выступления состоялись в Москве, вначале на сцене Малого оперного театра, а затем в саду им. Дзержинского.

Успех был ошеломляющим. Пресса сообщала, что зрители «сош­ли с ума, на их лицах растянулась одна широкая улыбка». Теа-джаз оказался слаженной «машиной», работающей четко и умно. А их дири­жер — это «камертон», носитель музыки.

Леонид Осипович Утесов (Лейзер Вайсбен) родился 9 (21) марта 1895 года в Одессе, в Треугольном переулке, 11, в семье мелкого коммерсанта. Драматург Ф. Липскеров рассказывал, как од­нажды к его бабушке-акушерке, жившей в том же переулке, прибежала ночью домработница от жильцов Вайсбен и с волнением прокричала: «Мадам повивальная бабка! Хватайте свой родильный чемоданчик и рысью скачите в квартиру № 7. Моя хозяйка готова рассыпаться!» И появилось двое близнецов. Одного из них назвали Леонидом. Он был пятым ребенком в семье. Утесов как-то заметил: «Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается».

Отец Леонида любил музыку, шутки, острое слово. Главой же дома была мать, не терпевшая сентиментальности и сюсюканья. Она следила за тем, чтобы дети были сыты, одеты, обуты и учились. Не ее вина, что Леонид не получил высшего образования, хотя остальные дети этого добились. Утесов шутил, что образование у него «высшее без среднего» и что он окончил институт Склифосовского (здесь его од­нажды оперировали). Впрочем, в его биографии упоминается коммер­ческое училище Генриха Файга. Учитель математики, француз де Метц, устраивал борцовские встречи, на которых громко объявлял: «Даю три рубля тому, кто положит Ледю!» (так звали Леонида и тогда, когда он стал взрослым). И начинались жаркие схватки. Но если побеждал Ледя, то он получал всего лишь один рубль.

Юношу можно было увидеть всюду: в спортзале, хоре, драмкруж­ке Его интересовали цирк, принадлежавший жандармскому полковни­ку Малевичу, синематограф, театр. Но особенно он увлекался музыкой, из-за нее пропускал занятия. По нескольку часов Леонид мог слушать игру соседа скрипача, подрабатывающего на свадьбах, а по вечерам с друзьями бежал на Приморский бульвар к памятнику Дюка Ришелье, где играли попеременно итальянский, румынский и духовой оркестры. Родители, узнав об увлечении сына, наняли ему учителя музыки. Хотя мечтали, чтобы Леонид получил специальность инженера, или адвока­та, или врача.

Учеба была запущена, и вскоре любителя музыки исключи­ли из училища. В 1909 году Леонид поступает в цирковую труппу Г. Бараданова. Условия работы оказались тяжелыми. Не выдержав на­грузки, он покидает цирк. Одно время работал в Херсоне у дяди в ско­бяной лавке, но вскоре возвращается в родную Одессу.

Л.O. Утесов

Л.O. Утесов

В 14 лет Л. Утесов — гитарист струнного оркестра Ярчука- Кучеренко в иллюзионе «Люкс», что на Успенской улице, 127, рядом с Треугольным переулком, носящим сегодня имя Утесова. Случайно Леонид познакомился с артистом Скавронским, который помог ему по­ступить в Кременчугский театр, где началась его театральная карьера. Леонид Утесов выступал с шутками, песенками, рассказами и танцами, почти не обращался к суфлерам, органично вписывался в спектакли с одной-двух репетиций.

Был и Херсон, где он поступил в местную труппу театра миниа­тюр. Сам артист не без юмора объяснял причину своего стремительного отъезда из города: у него начался роман с женой полицейского приста­ва, женщиной редкой красоты. Но муж оказался ревнив и обещал убить молодого ловеласа. Выступая в Александровске (ныне Запорожье), Ле­онид встретил артистку Елену Иосифовну Ленскую. Они поженились и прожили вместе почти 49 лет.

В 1914 году Леонид Осипович поступает в Одесский Большой Ришельевский театр, который стал для него настоящим университетом. В том же году он начинает учебу в консерватории, но война прервала ее. Его призывают в армию. Однако, в окопы он не попал: врачи обнаружи­ли у него болезнь сердца и освободили от военной службы.

С начала революции и до конца гражданской войны Леонид Уте­сов работал в Одесском доме артиста, руководимом Ю. Морфесси, и одновременно выступал в театре, за кулисы которого однажды явился Г. Котовский и поблагодарил его за игру. В своей книге артист вспоминает о популярном тогда в Одессе кафе «Робина», где был устроен ориги­нальный аукцион. Здесь он продавал «оковы полководца», оставшиеся после освобождения его из тюрьмы. Кстати, одесситка, купившая эти кандалы, попросила положить их на гроб Г. Котовского, когда того хо­ронили в 1925 году.

В 1921 году Леонид Утесов уезжает в Москву, где поступает в «Те- ревсат» (Театр революционной сатиры, ныне театр им. Маяковского). Работал он с воодушевлением, брался за трудные роли, причем мате­риально жил плохо. Как-то с группой артистов Утесов попал в Кремль.

После выступлений им сказали, что за труды полагается паек: на столе появились ломти черного хлеба, селедка, леденцы. В Кремле он высту­пал и в 1935 году — на приеме в честь челюскинцев. Утесов по просьбе Сталина трижды исполнил босяцкую песню «С одесского кичмана».

Но шло время и у Утесова опять появилось чувство неудовлетво­ренности. Он уезжает в Петроград — его пригласили в «Палас-театр», принадлежавший В. Резникову. Здесь играл в драматических спекта­клях и в оперетте. А однажды афиши «Палас-театра» сообщили, что артист Утесов предстанет перед публикой во всех жанрах: как певец, танцор, музыкант, клоун, жонглер, акробат, куплетист и рассказчик. Все номера были исполнены профессионально. Спектакль шел 6 часов!

И снова новое место работы — «Свободный театр» на Невском проспекте, 72. Именно тут Леонид Утесов исполнял танго на канате, танцевал модное шимми, выступал музыкальным эксцентриком. Поис­тине артист неограниченных возможностей.

Не было ему чуждо и кино: снимался в фильмах «Карьера Спирь­ки Шпындыря», «Чужие». Но все перечисленное являлось лишь пре­амбулой к тому, что так дорого нам в Леониде Утесове, — к джазу. Джаз- оркестра, подобно созданному им, не было еще нигде. И здесь он вы­ступал в разных ипостасях: и как дирижер, и как певец, и как конферан­сье. Все сопровождалось забавно продуманными приемами. Он «брал» зрителей не силой своего голоса, а теплотой.

Особую популярность Утесов приобрел после появления в 1934 году на экранах кинофильма «Веселые ребята». Кинокомедия имела колоссальный успех. Песни в исполнении Утесова запела вся страна. Чарли Чаплин, посмотрев фильм, прислал телеграмму: «В России уме­ют здорово смеяться».

Жизнь популярного артиста все же не была спокойной. Он неред­ко подвергался грубым и несправедливым нападкам. Требовали распу­стить джаз. Но Леонид Утесов был не только всенародным любимцем, а и уважаемым человеком среди членов высшего партийного аппарата. И он смог сохранить свой оркестр, мюзик-холл и театр эстрады.

Песни Утесова были чрезвычайно популярны. Во время Отече­ственной войны в одном из авиационных полков «Песня старого извоз­чика» служила радиомаяком. Возвращаясь с боевого задания, летчики шли на свой аэродром, а вел их голос Леонида Осиповича. 9 мая 1945 года он вместе с оркестром дал концерт в Москве, на площади перед Большим театром.

В послевоенный период звания и награды давали щедро, но Уте­сова долго обходили. Лишь в 1947 году ему присвоили звание заслужен­ного деятеля искусств и только в

Место погребения Леонида Осиповича Утесова на Новодевичьем кладбище

Место погребения Леонида Осиповича Утесова на Новодевичьем кладбище

1965-м он стал народным артистом.

Но пришло время, когда на сцену вернулись джаз, саксофон, лак на обуви и стиль. Эстрада возрождалась. Леонид Осипович готовит программы «Всегда с вами» (1952), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Се­ребряная свадьба» (1954).

В 1955 году Утесов серьезно заболел, пришлось лечь в больницу, подумывая о том, чтобы оставить оркестр. После выздоровления его пригласили в театр на роль Шельменко в пьесе Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик». Вернувшись в оркестр, он подготовил новые программы: «Только для друзей» (1956), «Песня — наш спутник» (1958), «Перелистывая страницы» (1962).

Годы не шли, а уже бежали. Все труднее становилось вести весь концерт. Утесов погрузнел, постарело лицо. И пришел день, когда ор­кестр впервые выступил без него.

Более 70 лет жизни Леонид Утесов отдал сцене и эстра­де, о чем он рассказал в книгах «Моя Одесса», «Записки актера», «С песней по жизни», «Спасибо, сердце».

В сентябре 1967 года из жизни ушла его жена, Елена Иосифов­на. Утесов тяжело переживал одиночество, ему был необходим друг, помощник, человек, с которым можно поговорить по душам. Таким человеком оказалась Антонина Ревельс. Вместе со своим партнером и мужем В. Новицким она 17 лет проработала в оркестре Утесова, испол­няя акробатические этюды. После смерти мужа пришла в дом Леонида Осиповича и сделала все, чтобы облегчить и продлить его жизнь. По­следние годы жизни были нелегкими. 21 января 1982 года скончалась Эдит Леонидовна, единственная дочь Утесова. Он выступал с ней, гор­дился ее успехами. Смерть дочери для него была огромным горем.

9 марта 1982 года сердце Леонида Осиповича Утесова, которое никогда не знало покоя, не выдержало. Со знаменитым Артистом про­щались в Большом зале Центрального дома работников искусств. По­хороны состоялись на Новодевичьем кладбище.

Сам Утесов как-то сказал: «Когда я умру, этак лет через сто, к сожалению, это случится, позовите к моей могиле оркестр. Если я не вскочу из гроба, значит, я действительно умер».

Комментарий НА "Лев Кудрявцев – «Выступает джаз Леонида Утесова!» Что к этому можно добавить?"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


*

code

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.