К вопросу об истории военно-политических училищ

Генерал-лейтенант запаса В.Н. БУСЛОВСКИЙГенерал-лейтенант запаса В.Н. БУСЛОВСКИЙ

Воспитательная работа — это вечный бой. Он ведется в мирное время и на войне, днем и ночью. В нем нет имитации и условностей — он всегда настоящий. И еще одна особенность этого боя — в нем не погибают, а рождаются люди.

В. Карпов, Герой Советского Союза

РОЖДЕНИЕ высших военно-­политических училищ стало знаменательным событием в жизни Вооруженных Сил СССР. Оно было связано с решением руководства страны и партии усилить партийно-­политическую работу в Вооруженных Силах. С этой целью постановлением ЦК КПСС от 21 января 1967 года «О мерах по улучшению партийно-­политической работы в Советской Армии и Военно­-Морском Флоте» вводился институт заместителей командиров рот, батарей, эскадрилий по политической части. Этим же постановлением предусматривалось создание высших военно­-политических училищ по подготовке политработников с учетом специфики видов Вооруженных Сил СССР.

Было принято решение о создании семи военно-­политических училищ: общевойскового в Новосибирске; танко­артиллерийского в Свердловске (ныне Екатеринбург); авиационного в Кургане; войск ПВО в Ленинграде (Горелово); инженерных войск и войск связи в Донецке; строительного в Симферополе; военно-­морского в Киеве — и военно­политического факультета училища Ракетных войск стратегического назначения в Ростове-­на­-Дону. Позднее к ним добавились: военно­-политическое училище Ракетных войск стратегического назначения в Риге (вместо Ростовского факультета), общевойсковое военно­-политическое училище в Минске, военно­-политическое училище строительных войск в Таллине.

Кроме созданных с 1961 года успешно функционировало Львовское высшее военно-­политическое училище, с 1963 по 1970 годы — факультет политсостава в высшем военно-­морском училище им. М.В. Фрунзе.

Следует добавить, что подобные училища были созданы и в других силовых структурах: в 1969 году — в Ленинграде, для Министерства внутренних дел и в 1970 году — в Голицыно, для Погранвойск Комитета государственной безопасности СССР.

Образование училищ в 1967 году было приурочено к 50­-летию Великой Октябрьской социалистической революции (в марте 1919 года на VIII съезде партии политические органы были названы «оружием советского государства, выразителями воли и власти рабочих и крестьян»).

Благодаря мудрому решению высшей власти государства училища были размещены в областях, где сосредоточены крупнейшее промышленное производство, центры науки и культуры, сохраняется историческое наследие и культурные традиции.

Областные центры, где дислоцировались высшие военно-­политические училища, создавали уникальные условия для их формирования и функционирования. Сосредоточие науки, культуры, производства, социальной инфраструктуры, крупнейшие в партии отряды рабочего класса, коммунистов, комсомольцев, военные гарнизоны, высокопродуктивные пригородные совхозы и колхозы, благоприятная экологическая обстановка, развитая сеть спортивных сооружений, современные пути снабжения — все это требовало от руководства вузов не только эффективного использования объективных условий, но и достижений высокого уровня развития городов дислокации военно-­политических училищ.

Военно-­политическая академия им. В.И. Ленина и университеты стали центрами подготовки кадров: ученых­преподавателей, соискателей кандидатских и докторских степеней. Ученые из столиц считали для себя честью приехать в училища для проведения мастер­-классов, участия в научно-­практических конференциях.

Научные школы — московская, ленинградская, киевская, минская, уральская, сибирская и другие, а также краеведческие музеи, театры, уникальные библиотеки, союзы писателей, журналистов, других творческих работников, теле-радиоцентры, газеты, журналы, институты подготовки кадров педагогического, психологического, юридического, медицинского и других профилей — все было открыто для взаимодействия.

Уже в 1968 году начальники училищ были введены обкомами партии в советы ректоров высших учебных заведений областных городов.

ЦК КПСС обеспечил широкое освещение деятельности училищ в печати, на телевидении в центре и в областях. Многие члены ЦК КПСС, секретари ЦК ВЛКСМ, среди которых С.П. Павлов, Е.М. Тяжельников, Б.Н. Пастухов, В.М. Мишин, побывали в училищах.

Министр обороны, Генеральный штаб, заместители Министра обороны по тылу, по строительству и расквартированию, по вооружению обеспечили своевременную разработку нормативно-­правовой базы, снабжение училищ современной техникой, открыли необходимое финансирование, выделили фондовые материалы.

Первыми руководителями политических училищ стали хорошо подготовленные и авторитетные начальники: Новосибирского — Василий Георгиевич Зибарев, Свердловского — Борис Павлович Уткин, Минского — Иван Леонтьевич Васильев, Донецкого — Юрий Петрович Солодов, Киевского — Федор Филимонович Турчин, Курганского — Владимир Гаврилович Тостановский, Ленинградского — Павел Иванович Стукалов, Рижского — Виктор Михайлович Михайлов, Симферопольского — Александр Семенович Аверин, Таллинского — Василий Иванович Гнездилов, Ленинградского МВД СССР — Иван Андреевич Орлов, Голицынского Погранвойск КГБ СССР — Павел Петрович Курский.

Во всех военно­-политических училищах были определены сроки обучения, уточнены специальности и специализации выпускников, переработаны учебные планы и программы, установлены единые требования к размещению и содержанию курсантов. Улучшены условия комплектования вузов научно-­педагогическими кадрами, при военных академиях и университетах организованы курсы повышения квалификации преподавателей. Разработаны новые, более совершенные учебники и учебные пособия, широкое применение получили технические средства обучения.

1 сентября 1967 года во всех училищах начались занятия.

7 ноября 1967 года курсанты и преподаватели созданных училищ первый раз прошли парадным строем по центральным площадям столиц и областей.

Все училища в первый же семестр начали выпуск своих газет, сочинили свои гимны, выбрали любимые песни для строя, хора, похода, создали свои музеи, коллективы художественной самодеятельности. Через год начальники училищ стали генералами: Родина доверила им высокие посты, присвоила и высокие звания.

В течение четырех лет каждое училище освоило по 15—20 млн руб. капитальных вложений и создало современный комплекс помещений, свои военные городки, обеспечивающие все условия для жизни; курсанты училищ своими силами, за счет собственного времени создали учебно-­методическую базу (спортзалы, классы, тренажерные залы, учебные поля), построили парки — стоянки боевых и транспортных машин со средствами технического обслуживания, благоустроили территорию (дороги, спорт-городки, насаждения).

Во всех коллективах прошли организационные собрания. Партийная, комсомольская жизнь вошли в уставное русло.

Руководство страны и училищ постоянно совершенствовало уровень подготовки курсантов. Так изначально на восьмерых курсантов приходился один преподаватель, а с 1970 года один преподаватель приходился уже на шестерых.

Деятельность военно­-политических училищ в 70—90-­е годы XX века была ориентирована на всестороннее развитие личности военного политработника. Выпускники военно­-политических училищ должны были стать специалистами военного дела, обладающими прочными военными и педагогическими знаниями. Решение этой задачи обеспечивалось сбалансированным сочетанием в учебных программах военных, гуманитарных, социально­экономических, естественнонаучных, технических и специальных дисциплин. Как правило, выпускники военно­политических училищ обладали не только необходимым объемом политических знаний, но и сформированными командирскими качествами, что обеспечивало им высокий авторитет в воинском коллективе, возможность в случае необходимости заменить командира. Особенно часто такие примеры можно было наблюдать в Сухопутных войсках и ВВС.

Кроме того, учебный процесс в военно­-политических училищах был организован в тесной связи с задачами, решаемыми соответствующими ведомствами, видами, родами Вооруженных Сил, куда направлялись их выпускники для прохождения службы. Постоянно совершенствовалась система войсковых стажировок курсантов, систематически осуществлялся мониторинг деятельности выпускников в войсках. Это позволяло выявлять сильные и слабые стороны их теоретической и практической подготовки для внесения соответствующих корректировок в учебный процесс. В военно-­политических училищах последовательно и настойчиво реализовывалась идея единства обучения, воспитания и воинской деятельности.

Уклад жизни военно-­политических училищ строился таким образом, чтобы любые ее стороны и аспекты были направлены на формирование у курсантов сознательного отношения к выполнению воинского долга, прежде всего в роте, батарее и равных им подразделениях. Рота рассматривалась как центр партийно-­политической работы. Именно на повседневную работу с людьми в низовых звеньях военного организма и нацеливались выпускники. Считалось, что офицер, не получивший закалки в должности ротного политработника, не может полноценно выполнять другие виды деятельности — партийно­-политическую, комсомольскую, агитационно­-пропагандистскую, культурно­просветительскую и, следовательно, не может претендовать на более высокие должности.

В 1971 году состоялся первый выпуск курсантов военно-­политических училищ. Выпускники в последний год перед отъездом в войска освоили «дополнительный курс» — непосредственного восприятия состояния армии. За 2–3 месяца перед ними выступили с непосредственным общением командующие войсками округов, члены военных советов — начальники политуправлений округов (политотделов армий), начальники училищ. Эта программа была направлена на изучение реальной действительности будущей службы выпускников в различных подразделениях.

К первому выпуску молодым офицерам пошили мундиры. Выпуски прошли в очень торжественной обстановке.

О результатах работы по выполнению Постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 года на бюро Главного политического управления докладывали члены военных советов — начальники политуправлений видов Вооруженных Сил, военных советов округов (флотов), начальники училищ. Обсуждение было деловым, коллективным. До этого члены бюро, руководители Главпура побывали в каждом училище. В течение четырех лет училища также посетили Министр обороны СССР, заместители Министра обороны — маршалы Советского Союза, работники ЦК КПСС, секретари ЦК ВЛКСМ.

Училища — дело общепартийное, общевоенное. Их выпускники разъехались в свои роты, батареи, на корабли в разные города СССР — от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Кушки. Вся армия почувствовала — в роте появился человек, подобный политруку Великой Отечественной войны: он свой и всегда будет с солдатами и матросами.

Военно­политические училища успешно решали стоящие перед ними задачи, подготавливая для армии, флота и других силовых структур качественно новое пополнение военно-­политических кадров. Выпускники высших военно­политических училищ воспитывали личный состав в духе патриотизма, беззаветной любви к Родине и преданности своему Отечеству.

Всего в 13 высших политических училищах за все годы их существования было подготовлено более 100 тысяч офицеров-­политработников. Многие из них отмечены государственными наградами, а более 30 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России.

Так, за образцовое выполнение задач в Афганистане в составе ограниченного контингента войск (около 140 000 человек) 5391 офицер-­политработник и 619 прапорщиков-­политработников были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе орденом Ленина — пятеро, орденом Красного Знамени — 85, орденом Красной Звезды — 1950 человек.

Среди награжденных — начальников политических отделов дивизий — 13, начальников политотделов бригад — 53, замполитов полков —121, замполитов батальонов — 793, замполитов рот — 1984 человека.

Семь политработников были удостоены звания Героя Советского Союза: старший лейтенант А.И. Демаков, майор Н.И. Малышев, майор А.Я. Опарин, старший лейтенант Н.А. Шорников, майор Г.П. Кучкин, лейтенант С.А. Амосов, капитан милиции М.И. Исаков. Лейтенант внутренних войск О.Я. Бабак в ходе разрешения армяно­-азербайджанского конфликта последним в СССР посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Офицеры политического состава показали примеры мужества, храбрости и героизма в ходе боевых действий в контртеррористической операции в Чечне, а также в операции по принуждению агрессора — Грузии к миру в ходе вооруженного конфликта на территории Южной Осетии. Десять офицеров-­воспитателей были удостоены звания Героя России: майор Д.В. Ветчинов, подполковник И.В. Станкевич, подполковник А.С. Копыркин, подполковник В.И. Сарабаев, полковник В.Р. Алимов, подполковник В.И. Тюриков, подполковник С.В. Палагин, майор В.Е. Омельков, капитан И.В. Нечаев, капитан И.В. Лелюх.

В 80­е годы XX века деятельность командования, профессорско-­преподавательского и всего личного состава военно­политических учебных заведений проходила на фоне развернувшегося в стране процесса глубокой перестройки всех сфер жизни нашего общества, в том числе военного строительства и военного образования. На факультетах, кафедрах, в отделах и службах разворачивалась работа по обновлению содержания и методики учебно-­воспитательного процесса, совершенствованию учебных планов и программ, созданию новых учебников и пособий для слушателей.

Подготовка офицеров­-политработников в военно­-политических училищах шла под руководством и с помощью Главного политического управления СА и ВМФ и прежде всего его руководителей: А.А. Епишева, П.И. Ефимова, Г.В. Средина, М.Х. Калашника, Н.А. Начинкина, Б.П. Уткина, А.И. Ширинкина, В.И. Гребенюка, В.Д. Лукиных, Л.П. Вахрушева, М.А. Шаповалова, А.Н. Агафонова, В.Г. Серебрякова, А.И. Маслова, В.И. Короленко, В.Б. Ельчанинова, П.И. Гусева, П.П. Абрамова, А.И. Вохмянина, В.Н. Семенцова и некоторых других, а также членов военного совета — начальников политуправлений видов и родов войск. Подобное повышенное внимание к своим политическим вузам наблюдалось и со стороны руководящего состава МВД и КГБ СССР. В целом политические учебные заведения успешно выполнили поставленные перед ними задачи. Однако в декабре 1991 года на основании распоряжения президента РСФСР в Вооруженных Силах и других силовых ведомствах военно­-политические органы, политический аппарат частей и подразделений, политические учебные заведения были частично упразднены либо частично перепрофилированы.

В новых условиях основная задача бывших политических учебных заведений заключалась в осуществлении реформирования всего учебного и воспитательного процесса в целях превращения данных вузов в центры профессионального военного образования и включения их в общую систему учебных заведений высшего уровня профессиональной подготовки. И с этой задачей они тоже справились успешно.

Сегодня, отмечая полувековой юбилей высших военно-­политических училищ, необходимо сказать о том, как сложилась судьба их выпускников после 1991 года. Другой стала структура организации воспитательной работы, изменились функции, появились новые задачи. Неизменной осталась востребованность для войск офицеров­воспитателей и офицеров по работе с личным составом. Отрадно, что в армии появился новый праздник — День воспитателя (11 сентября). Многие выпускники училищ благодаря успешной службе достигли больших высот, возглавили органы по воспитательной работе в бригадах, дивизиях, армиях, военных округах, видах и родах войск, а генерал­-полковник Н.И. Резник и позже генерал-­майор М.В. Смыслов стали начальниками Главного управления воспитательной работы (по работе с личным составом) Вооруженных Сил России.

Правда, объективности ради следует отметить, что жизнь требует воссоздания более продуманной системы подготовки офицеров по работе с личным составом, особенно в низовом звене — рота (батарея). Профессиональных заместителей командиров по работе с личным составом явно не хватает. В 1942 году газета «Красная Звезда» писала: «Командир управляет боем, а политрук огнем человеческих сердец».

Современные офицеры органов по работе с личным составом, как и их предшественники, неразрывно связаны с ветеранами партийно­-политической работы. У них одна судьба, одна профессия, одна наука — человековедение, одно поле деятельности — армия, одна Родина — Россия.

Глубокие знания, высокие нравственные качества, понятие долга, чести, ответственности, отношение к человеку как к высшей ценности — эти качества дали выпускникам возможность реализоваться не только в военной службе, но и в системе государственного управления, на дипломатической работе. Среди них — государственные деятели, депутаты высших органов власти, руководители регионов. В их числе: президент Монголии Ц. Элбэгдорж, С.В. Степашин, В.А. Колокольцев, С.А. Быстров, РФ Г.Н. Батанов, В.А. Озеров, Ф.А. Клинцевич, С.Е. Рыбаков, Н.П. Тулаев, С.В. Железняк, Г.Ю. Семигин, С.А. Глотов, В.Л. Шитуев, М.П. Ненашев, В.В. Селиверстов, М.С. Шеремет, Ю.А. Савенко, И.А. Сулейманов, И.В. Баринов, Е.Ю. Логинов, А.И. Салий, С.В. Аксенов, А.Н. Горбенко, В.В. Рюмин, В.М. Сверчков, С.Ю. Мелюков и многие другие.

Прошло более 25 лет с тех пор, как не стало военно­политических училищ… И сегодня, оглядываясь назад, хочется отметить, что их выпускники стали достойными наследниками славных комиссаров, политруков, гордостью и славой Вооруженных Сил Советского Союза и России. Они внесли и вносят неоценимый вклад в укрепление морально­психологического состояния личного состава, укрепление боевой готовности армии и флота, других силовых ведомств.

Добрая слава о «школах замполитов» надолго останется в памяти ветеранов Вооруженных Сил и нынешних защитников России.

Генерал-­лейтенант запаса В.Н. БУСЛОВСКИЙ,

кандидат политических наук

Комментарий НА "К вопросу об истории военно-политических училищ"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


*

code