ИСТОРИЯ КОСИНСКОГО ФЛОТА

Косинский детский морской клуб — региональная общественная организация, основан в 1989 году, зарегистрирована в Управлении юстиции Москвы 04 сентября 1995 года, регистрационное свидетельство № 5253. Клуб учрежден собранием учредителей — физических лиц. Учредительный, уставной и другие фонды отсутствуют.

Основными целями деятельности Морского клуба являются:

— воспитание у молодого поколения любви к своей Родине на основе традиций Русского флота и исторического наследия родного края;
— привитие детям высоких морально-психологических качеств, трудолюбия во время занятий спортом и учебно-производственной деятельностью;
— укрепление семейных отношений на основе совместной деятельности в клубе членов семей;
— совершенствование новых, нетрадиционных методов воспитания.

Уставная цель — развитие, культивирование, популяризация детского парусного спорта в России, поддержка парусного туризма. Основная задача — воспитание подрастающего поколения, организация культурного досуга, занятий водными видами спорта и туризмом. Воспитательная работа строится на традициях Отечества и Флота.

Косино – уникальный уголок Москвы, тесно связанный с историей зарождения регулярного флота России. Еще в конце 17 века юный Петр, обнаружив в Измайлово старый голландский бот, серьезно заинтересовался морским делом. Водные акватории реки Яузы и Просяного пруда, где сначала проходили первые опыты мореплавания, не устраивали юного царя. По его повелению были организованы поиски «озеры поболее». И этим озером оказалось озеро Белое – единственное естественное озеро в Москве того времени, к тому же находившееся в непосредственной близости от имения в Кусково бояр Шереметьевых – друзей и сподвижников юного Петра. Немедленно на берегу озера была организована судостроительная верфь, на которой строились небольшие шняки и корбасы. По преданию здесь были также построены два небольших фрегата, которые по каналам и волоком периодически доставлялись на кусковские пруды для морских утех Петра и братьев Шереметьевых.

Однако, отсутствие строевого леса на берегах озера Белое, а главное, стремление Петра к настоящему морскому простору, побудили его продолжить поиски более крупного водоема. Этим водоемом стало озеро Плещеево в Переяславле-Залесском. Фрегаты и боты, построенные в Косино, были разобраны и переправлены на новое место, которое и стало основной базой Потешного петровского флота, местом учебных баталий и кузницей верных сподвижников – будущих капитанов и флотоводцев.
Но сколько ни поглощали Петра его флотские увлечения в Переяславе, боязнь матери-царицы за его жизнь, вынуждала царя подолгу гостить у нее во дворце в Измайлово. Маясь от скуки дворцовой жизни, юный Петр сбегал в Косино, где за простором озера Белое виделись ему высокие мачты боевых кораблей русского флота в Архангельске, азовские походы, свинцовые воды моря Балтийского.

Кресло, на котором, по преданию, сидел Петр 1, при посещении Косино. Это кресло долгое время хранилось в Косинской церкви, а позднее было перевезено в Дом-музей Петра 1 в Коломенском, где и находится в настоящее время.

Кресло, на котором, по преданию, сидел Петр 1, при посещении Косино. Это кресло долгое время хранилось в Косинской церкви, а позднее было перевезено в Дом-музей Петра 1 в Коломенском, где и находится в настоящее время.

Сам факт передачи лично Петром затерянной в лесах и болотах косинской церкви иконы Божьей Матери, привезенной ему Борисом Шереметьевым из итальянского города Мадены (даже по тем временам очень большой ценности), говорит об особом отношении юного царя к этому месту.
Прошли столетия. Флот российский, зарожденный гением Петра, из потешного превратился в один из самых могучих флотов мира, покрыл себя неувядаемой славой в морских баталиях, дальних походах, научных изысканиях. Время и человеческая недальновидность стерли с лица земли или изменили до неузнаваемости места, связанные с истоками русского флота: река Яуза одета в гранит, разрушена Сухарева башня, исчез Просяной пруд. Лишь озеро Белое все также мерно накатывает свои волны на песчаный берег, как и триста лет назад.
Вот почему Косинский детский морской клуб, занимаясь воспитанием подрастающего поколения на традициях и истории Флота и Отечества, старается воссоздать на озере петровский дух преобразований и стремления ко славе Отечества, чтобы воды озера Белое были привлекательны не только для отдыха и купания, но и несли бы память о великих делах наших предков.
Но занятие морским делом – давнишняя традиция жителей Косина и Морской клуб занимается ее продолжением. Как ни странно, мы пытаемся детально воссоздавать события тысячелетней давности, а что было с нами всего лишь 40-50 лет тому назад забываем.
Косинское историческое общество при Морском клубе старается по крупинкам собрать то, что еще помнят старожилы, что передается из поколения в поколение в семейных легендах, местных преданиях. Некоторые такие предания неожиданно обретают вполне реальные формы.
Так, по Косино долго ходила легенда о покоившемся на дне озера Черное танке, времен Второй мировой войны. Косинские моряки провели расследование, нашли очевидцев, подтянули разные организации и… подняли на поверхность танк Т-34/76, идеально сохранившийся до наших дней.
А то, что на озере Белое морское дело не просто увлечение отдельных жителей, а старинная, устоявшаяся традиция, говорят фотодокументы, переданные местными жителями в архив клуба.

Фотография 1926 года. В Косино был организован детский морской кружок для обслуживания вечеринок НЭПманов на озере.

Фотография 1926 года. В Косино был организован детский морской кружок для обслуживания вечеринок НЭПманов на озере.

1929 год. При поддержке Люберецкого райсовета ДОСФЛОТ в Косино организована его первичная организация. Организована систематическая работа с детьми и молодежью.

1929 год. При поддержке Люберецкого райсовета ДОСФЛОТ в Косино организована его первичная организация. Организована систематическая работа с детьми и молодежью.

1950 год. На озере Белое проходит первенство Люберецкого райсовета ДОСФЛОТ. Слева команда Косинской школы по морскому многоборью

1950 год. На озере Белое проходит первенство Люберецкого райсовета ДОСФЛОТ. Слева команда Косинской школы по морскому многоборью

Сентябрь 1977 года. Валера Перегудов, Костя Федоров, Игорь Баранкин, Миша Лимонад и многие другие открыли новый этап развития парусного спорта в Косино – ежегодные парусные регаты разборных туристских судов. Косинская регата стала традицией района, она проходит на день Туриста – последние выходные сентября. Организатор – Люберецкий клуб туристов. До 1990 года спонсорскую помощь регате оказывала Косинская трикотажная фабрика.

Сентябрь 1977 года. Валера Перегудов, Костя Федоров, Игорь Баранкин, Миша Лимонад и многие другие открыли новый этап развития парусного спорта в Косино – ежегодные парусные регаты разборных туристских судов. Косинская регата стала традицией района, она проходит на день Туриста – последние выходные сентября. Организатор – Люберецкий клуб туристов. До 1990 года спонсорскую помощь регате оказывала Косинская трикотажная фабрика.

 

Женя Долганов – один из основателей и бессменный доктор Косинской регаты

Женя Долганов – один из основателей и бессменный доктор Косинской регаты

Кто не знает Мишу Лимонада? Нет в мире лучшего главного судьи и любимца всех соревнований.

Кто не знает Мишу Лимонада? Нет в мире лучшего главного судьи и любимца всех соревнований.

1978 год

1978 год

1979 год Косинская регата на озере Белое

1979 год Косинская регата на озере Белое

1980 год Бессменный боцман Косинской регаты Саша Бабенко у катамарана собственной конструкции

1980 год Бессменный боцман Косинской регаты Саша Бабенко у катамарана собственной конструкции

1983 год Бессменный комендант Косинских регат Игорь Баранкин распределяет призы по местам.

1983 год Бессменный комендант Косинских регат Игорь Баранкин распределяет призы по местам.

Май 1988 года. Первая фотография Косинского детского морского клуба, который был организован капитаном 2 ранга Шадриным М. Г. при клубе Косинской трикотажной фабрики. За ночь сшили флаг Морского клуба – белое полотнище с 3 синими полосами, символизирующие три Косинских озера и формирующие букву «К» - Косино.

Май 1988 года. Первая фотография Косинского детского морского клуба, который был организован капитаном 2 ранга Шадриным М. Г. при клубе Косинской трикотажной фабрики. За ночь сшили флаг Морского клуба – белое полотнище с 3 синими полосами, символизирующие три Косинских озера и формирующие букву «К» — Косино.

1989 год. Реконструкция на озере Белое морского боя у мыса Гангут

1989 год. Реконструкция на озере Белое морского боя у мыса Гангут

1989 год. Первый спуск ботика Петра 1 на воду. Прибытие Нептуна

1989 год. Первый спуск ботика Петра 1 на воду. Прибытие Нептуна

1997 год. У клуба появилось свое помещение на улице Большая Косинская, дом № 45

1997 год. У клуба появилось свое помещение на улице Большая Косинская, дом № 45

2007 год.

2007 год.

2008 год. Территория клуба уже не вмещает всех желающих

2008 год. Территория клуба уже не вмещает всех желающих

2009 год Создан яхтенный порт

2009 год Создан яхтенный порт

2017 год

2017 год

К ИСТОРИИ ФЛОТА КОСИНСКОГО

М.Ю. Лимонад, в те времена парусный номер М-177

Рассказ первый. Как всё начиналось

Сначала ничего не было. Потом была организована секция Парусного туризма в Московском клубе туристов, и было это в конце 1972 года. Ещё через год был освоен берег Московского моря, который стал называться Парусным берегом. Берег этот отыскал Юрий Илюшечкин. Пришло туда три парусных байдарки и два разборных швертбота «Мева».
Именно на том берегу спустя некоторое время появились байдарочные тримараны Люберецкого турклуба. Это были по тем временам самые доступные и весьма быстроходные парусники.

Н.И. Боркун на своём тримаране под номером М-88 (в центре).

Н.И. Боркун на своём тримаране под номером М-88 (в центре).

Руководил Люберецким флотом Николай Иванович Боркун Н. И. Боркун (правда, по отчествам мы друг друга тогда не называли). В состав этого флота входил Игорь Васильевич Баранкин, человек озорной, весёлый и дружелюбный. Он был главой Косинских электросетей и имел дом этих сетей на берегу Белого озера. Боркун и Баранкин и были инициаторами проведения регат закрытия сезона в конце сентября в Косино на Белом озере.
Поскольку разборный флот в базе не очень нуждается, а в сентябре не очень холодно, то первые регаты базировались на пляже. Сначала люберецкие парусники сами гонялись между собой. Так продолжалось несколько лет. Но затем, по мере развития программ в нашем стихийном парусном флоте и расширения состава участников, они активно стали приглашать закрывать сезон в Косино.
Коля Боркун был человеком состоявшимся и солидным. Он выполнял постоянно роль то судьи, то коменданта лагеря на Парусном берегу. А это очень хлопотная и беспокойная деятельность. И всё это было бесплатным. На общественных началах делалось. Это у него я учился обеим этим работам, когда, выбыв на 4 года в аспирантуру, вернулся на парусный берег со своей бригантиной из «мевы», называвшейся «Бегущая по волнам» и прозванной в просторечьи «Бегушкой».
На первых Косинских регатах конца 70-х — начала 80-х годов главным судьёй был Коля Боркун, а бессменным комендантом – Игорь Баранкин. Игорь выполнял эту функцию не одно десятилетие, лихо и остроумно. Когда Коли не стало, я стал судить регаты в Косино. А душой этого действа всегда был шутник и балагур Баранкин. Его катамаран, построенный в Косино на берегу нашего любимого озера, часто ломался, но до финиша доходил, хотя обычно завершающим гонку. Он назвал его «Погибель», но это не мешало ему успешно стартовать. Регаты были весёлыми, очень украшали конец сезона и с добрыми чувствами завершали нашу навигацию.
Так вот собственно к клубу. Однажды в весьма неблагоприятный погодный прогноз Игорь Васильевич предложил переночевать тем, кто приедет с пятницы, в доме его электрических сетей. Надувные матрасы и пенки со спальными мешками разместились в слесарной мастерской под верстаками с мощными тисками. Это для походников с палатками в холодную ночь было почти как ***** в отеле. Вот тогда-то к Игорю и пришла замечательная мысль перевести сети в другое помещение, а у властей посёлка попросить старый деревянный дом на берегу под парусный клуб.
Ещё долго мы жили на берегу в палатках. Долго гонялись и грелись у костров. Уже в Москве начали проводить парусные балы зимой. Косинский и Люберецкий флот разрослись и стали организовывать даже самостоятельные команды. Косинские регаты стали проводиться с привлечением судейского состава Московского парусно-туристского клуба при главной организующей роли коменданта регат Баранкина. Вот тогда-то вдруг на нашем берегу появился бравый капитан первого ранга Михаил Георгивич Шадрин. Он в то время стал жителем Косино. Наши самостройные суда не произвели на него должного впечатления. Он ожидал, видимо, увидеть яхты и яхт-клуб. А увидел вольницу, очень смахивающую на пиратские суда. Но именно взаимодействие Баранкина и Шадрина привело, в конечном итоге, к освоению сначала помещения в большом доме по ту сторону Большой Косинской улицы, а потом и дома электросетей прямо на берегу озера как известного теперь всем Косинского морского клуба.

Рассказ второй. Как дом сетей стал клубом

Справедливости ради напомню, что первым стационарным приютом регат на Белом озере стал рыболовный кооператив на Большой Косинской улице. Он и сейчас там существует. Там мы несколько лет подряд собирали суда, ставили палатки и там же был судейский пост. Летом 1986 года я стал даже его членом и оставлял своего «Жука» ошвартованным на его причале на целое лето. «Бегушка» уже отходила своё время и её сменил перестроенный спасательный плот ПСН-6. Он тоже был двухмачтовым, но был чистой шхуной. По озеру мы иногда прогуливались ночами с ходовыми огнями.
На одной из регат церемонию открытия проводил замечательный парусный ветеран – почетный железнодорожник СССР Сергей Николаевич Парфёнов. Он, будучи яхтсменом-одиночкой и имея бесплатный проезд по железной дороге, на парусной «Романтике», сборной металлической лодчёнке, исходил великие сибирские реки.

Сергей Николаевич Парфенов

Сергей Николаевич Парфенов

 

Мой друг Гриша Шмерлинг был однажды у него по каким-то делам, где-то недалеко от Курского вокзала. В комнате стоял собранный Нептун, даже с парусами (может, не всеми, но потолки в том доме были высокие!) — про маленький оттянутый к борту парусок вроде стакселя Парфенов сказал, что это его изобретение — «Бортсэйл». Я тоже у него бывал и помню всё то же с его «Романтикой». Так вот на пирс, где он произносил речь открытия, собралось огромное количество зрителей – Косинская регата приобретала большую популярность. День был солнечный, всё так радостно начиналось.., и вдруг дереянный пирс затрещал, пошатнулся и стал сползать набок в воду. Сергей Николаевич выбрался из воды на берег, но открытие регаты не сорвал, продолжил свои слова и только потом пошёл переодеться.
Видимо тогда и стало ясно, что нам нужно более надёжное пристанище. А заодно и более развитый флот.
Лет 30 назад старый рубленный дом, обшитый доской далеко не свежего свойства, обрёл жизнь морского клуба. Первоначально его облик был мрачен и беден, даже запахи слесарной мастерской в нём долго жили. И тут все мы, подвижники обретённого дома, решили, что нам нужен свой маленький парусный дворец. Его бессменный и поныне Командор М.Г. Шадрин, даже не поверил сначала, что такое возможно. Пришлось доказывать и убеждать, что начать надо с росписей. Да, с самых настояших настенных и потолочных росписей! Это как пуговицы к костюму, — убеждал я его, — от них всё лицо зависит. Покрой может оставаться тем же, а вот облик будет своим.
Убедил-таки. Начались росписи с двух металлических дверей, а роспись делалась нитрокрасками. Кто знает. Что такое нитрокраски верит с трудом. Были сделаны трафареты деталей, а всё остальное писалось от руки. Помощниками были молодые кадеты клуба. Дело было осенью, было весьма прохладно. Но дело уже закипело.

Когда на светло-голубой двери вместе с цепью ордена Андрея Первозванного появилась надпись «Андреевский зал» многие хихикали. За дверью было две весьма неприглядных комнатухи. Когда их увидела преподаватель бальных танцев Лидия Николаевна Щедельская, то пришла в ужас. Разве в этом можно танцевать? Поверить в зал, пусть и небольшой, было трудно. Но другого ничего у нас не было, а моряков готовить здесь собирались классически. Умеющими и парусами управлять, и галантность с танцевальными умениями на балах проявлять.
Дело проходило в 1997 году, а в1996 мы были участниками парада 300-летия Российского флота, и это отразилось в наших сюжетах. О параде и шхуне «Гангут» отдельный рассказ.
В качестве основной рабочей единицы был приглашён замечательный рукодельный мастер Алексей Гаврилович Иванов. Ему даже не требовались чертежи, было достаточно рисунков на обрывках упаковочного крафта. Это бумага такая прочная коричневого цвета. Он снял перегородку между комнатами и появилось пространство со многими окнами по периметру. Зал было решено сделать в духе подпалубного пространства брига, с флорами и бимсами шпангоутов посередине и в торцах.
Такая же конструкция была заложена и в другой половине дома – в кают-компании. За зиму были сделаны картины для стен, а весной начались большие росписи. Писал я на оргалите темперой, это давало матовую поверхность и дымчатость облакам и туманам. Было решено — завершив росписи, поставить их сразу на место, а потом к ним пришить весь наружный убор интерьера.

Первым был написан круглый плафон кают-компании. Затем на столах в зале на оргалите писались большие плафоны с парусами и снастями в летнем небе. Самое утомительное было прорисовывать снасти, их было множество, а прорисовывалась каждая прядь канатов. Как их ставили на место страшно вспомнить. Большие листы с росписью надо было закрепить по краям и в середине. Пришлось призвать целую группу мужчин крепкого сложения и, дирижируя ими как ансамблем, подпирать полотнище досками с тряпками на концах наподобие швабр. Потом прикручивать шурупами к потолку и закрашивать их головки. Заключительная стадия обрамления была уже проще.
Особую задачу пришлось решать со стеной зала. Там была дыра, которую не получалось заровнять. И тогда, после споров и упрёков, мы с Гавриловичем поехали на рынок за самым большим листом оргалита для настенной шпалеры. Когда его привезли, вдоль длинной стены из досок был сделан мольберт и на него водружена будущая шпалера. На ней разместилась панорама Гангутского сражения на основе гравюры Шхонбека. Так и ушла дыра в историю.
Украшение клуба росписями и живописью длилось 27 лет. За это время клуб стал любимым местом встреч для моряков, клубных кадет, преподавателей. Его насыщение памятниками и новыми местами экспозиций продолжаются и сегодня. Важно сохранить это достояние не в чужих бездушных руках, а в руках тех, кто жил и живёт этим важным и уже столь ценным делом. Здесь важно проявить здравый смысл и уважение к содеянному преданными поклонниками паруса!

 

«ГАНГУТ» И ТАНЦЫ
Рассказ Л.Н. Щедельской

 

Знакомство с наставником юных моряков, воспитанников Косинского морского клуба Михаилом Георгиевичем Шадриным, открыло новую страницу в моей педагогической практике. Имея большой опыт в проведении танцевальной программы по бальным танцам в группах школьного возраста, море видела два раза в жизни и с трудом могла представить сотрудничество с морским делом. Однако байки и увлекательные рассказы бывалого и любящего море и парусное дело наставника Михаила Юрьевича Лимонада ребятам захватили меня, и я согласилась с ними пойти в учебный поход на «Гангуте». Несмотря на возраст и стаж работы я в этой обстановке чувствовала себя не только новичком, но и бестолковым матросом.
Вспоминаю сейчас благодарностью и уважением юный состав коллектива. Во время похода он показал себя не только грамотным и увлекающимся своей мечтой юнгами, но и подростками, которые умели построить удивительно правильные отношения между собой и взрослыми. Несомненно, большая заслуга в том, что сложилась благостная атмосфера в коллективе, принадлежит взрослому служащему составу, но это — естественно, так как собраны были люди бывалые и подготовленные. А вот ребят не надо было ломать, уговаривать, увещевать — они уже были готовы для больших дел, а, может быть, и на подвиги. Уважение и терпение, с которым они относились ко мне, оставили у меня благодарную память и уверенность в том, что эти юнги – достойные офицеры Флота России. Гордость и уважение к ним сохраняю до сих пор.
Как потом выяснилось, я нужна была им не только для поддержания физической подготовки и воспитания характера, но и для того, чтобы пройти небольшой танцевальный курс, который развивает ритм, взаимодействие и понимание друг друга в танце. Потом выяснилось то, что эта подготовка помогла им выиграть соревнование в гонках на лодках с клубом, где ребята были постарше и сильнее наших ребят.
Каждый день, находясь на судне на открытой воде, понимаешь, какая разная неожиданная погода сопровождает участников похода, но не понимаешь какие неожиданности тебя подстерегают. Я, конечно же, не слышала предупреждения об изменении погоды и, с любопытством случайного человека, наблюдала за верхушкой мачты, которая гнулась и раскачивалась надо мной. Ребята же быстро сориентировались в непредсказуемой обстановке, приняли правильное решение и предотвратили несчастный случай. Пока я думала, упадет или не упадет кусок мачты на меня, они командой изменили постановку паруса — учли направление ветра, следовательно, и маршрут падения важной части мачты. Я была спасена.

Командор Косинского морского клуба Михаил Георгиевич Шадрин

Командор Косинского морского клуба Михаил Георгиевич Шадрин

Я до сих пор с благодарностью и любовью вспоминаю этот период моей жизни. Я уверена в том, что знание предметное, умение общаться и созревание характера, которое происходило в реальных настоящих условиях жизни, явится залогом мужества и естественного взросления молодых людей. Все это невозможно без правильного компетентного управления клубом, которым руководит Михаил Шадрин.

 

Друзья!

Косинский морской клуб 30 лет занимается развитием парусного спорта на озере Белое в Косино. Но не мы стали первыми. До нас сотни, а может тысячи людей выходили на это необычайно красивое озеро для осуществления своей мечты о морских просторах, о дальних плаваниях или просто для того, чтобы подружиться с ветром, почувствовать свежесть волны.
Мы должны помнить о всех первопроходцах, о своей истории, иначе у нас не будет будущего. И чем многостороннее освещается эта история, тем она более правдива.
В Косинском морском клубе запущен проект написания книги «История флота Косинского», посвященная всем тем, кто так или иначе связывал свое устремление в море с Белым озером.
Пожалуйста, присылайте на электронную почту Косинского Морского клуба любую информацию о «морских делах» в Косине. Это могут быть старые фотографии с подписями, личные воспоминания и впечатления, интересные случаи и истории, копии документов, чертежи или фотографии плавсредств, некогда бороздивших гладь озера, фамилии организаторов и энтузиастов, сбывшиеся и несбывшиеся мечты и планы, рождавшиеся на этих берегах и т. д.
Помните, вы – частичка уходящей и существующей эпохи. Нельзя дать ей уйти бесследно. Это важно для будущих поколений.
В Морском клубе есть возможность оцифровать любой документ или фотографию без ущерба для оригинала.
Наш адрес: 111622, Москва, ул. Большая Косинская, 45, Косинский детский морской клуб.
Электронный адрес: kmk1953@mail.ru
Телефон для связи: 8-916-491-08-15 Шадрин Михаил Георгиевич

Всем, приславшим информацию будет бесплатно выслан электронный экземпляр книги, и в самой книге будет напечатана информация об авторах, поэтому, пожалуйста, вместе с материалами присылайте и свои данные: Ф. И. О., электронную почту и другие данные, которые, по вашему мнению, должны быть упомянуты.

Командор Косинского морского клуба

Капитан 1 ранга Шадрин М. Г.